В последнее время все больше юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Республики Беларусь желают осуществлять деятельность, связанную с трудоустройством белорусов за границей.
Есть к этому и огромный интерес со стороны белорусов, которые по тем или иным причинам желают попробовать реализовать себя в профессиональном плане за границей. При этом нуждаются в сторонней помощи.
Следует иметь ввиду, что такой вид деятельности лицензируется Министерством внутренних дел Республики Беларусь. На практике такую лицензию крайне трудно получить.
К соискателю лицензии предъявляются повышенные требования: от наличия соответствующего помещения до отсутствия у учредителей и работников соискателя судимости. Руководитель соискателя должен иметь высшее образование, а работники - соответствующий стаж и так далее.
При составлении документов для получения лицензии следует особое внимание уделить содержанию и оформлению соответствующих договоров.
1. Договор о трудоустройстве – это соглашение, которое заключается в письменной форме между соискателем лицензии и иностранным юридическим лицом – будущим нанимателем белоруса. В соответствии с этим договором исполнитель принимает на себя обязательство по заданию и в интересах заказчика оказать ему услуги по трудоустройству белорусов за пределами Республики Беларусь, а Заказчик оплатить эти услуги.
2. Договор о содействии в трудоустройстве заключается в письменной форме между белорусом и соискателем лицензии. В соответствии с этим договором соискатель лицензии принимает на себя обязательство в интересах белоруса осуществить поиск работы у иностранных нанимателей, с которыми сотрудничает. При этом он принимает во внимание образование, специальность, квалификацию и иными характеристики и пожеланиями, которые белорус указал в анкете.
3. Трудовой договор также заключается в письменной форме между белорусом и иностранным нанимателем. Практическая проблема заключается в том, что трудовой договор должен соответствовать как белорусскому законодательству о внешней трудовой миграции, так и законодательству государства трудоустройства.
Следует учитывать, что в зависимости от страны трудоустройства имеются особенности. Так, например, в Польше есть институт прокуры, которого вовсе нет в законодательстве Республики Беларусь.
